Головна » Файли » Психологам |
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОПЕДАГОГИКА Л.С. ВЫГОТСКОГО
28.02.2010, 20:01 | |
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОПЕДАГОГИКА
По мнению советских и зарубежных психологов Выготский был прежде всего предтечей ряда ведущих концепций в современной советской психологии: теорий А.Н. Леонтьева и П.Л. Гальперина, А.Р. Лурии и Д.Б. Эльконина, современной дефектологии и т.д., был одним из основоположников советской психологии и родоначальником одной из наиболее блестящих школ в ней. Идеи культурно-исторической теории, деятельность Выготского и его группы, особенно - в 30-е года, оказывала заметное влияние на формирование и развитие молодой советской психологической науки. Однако настоящая жизнь идей Л.С. Выготского началась лишь после смерти их создателя.
Культурно-историческая теория Выготского сегодня прочно занимает место одной из наиболее сильных и перспективных глобальных программ развития психологии. Больше того, - нет вообще ни одного, хоть сколько-нибудь значительного направления современной отечественной, а в последние годы - и мировой психологии, которое не испытало бы в той или иной форме решающего влияния идей культурно-исторической концепции. Культурно-историческая теория глубоко и необратимо вошла в самый фундамент современной психологической мысли .
По-видимому, первым наиболее полно проанализировал культурно-исторические построения Выготского, эстонский психолог П.Тульвисте. По мнению Тульвисте, современная Выготскому экспериментальная психология не преуспела потому, что она ограничивалась изучением «психических процессов, общих у крысы и у человека, а те процессы, которых у крысы нет, до сих пор плохо поддаются объяснению. Они обязаны своим появлением культуре, искусству, истории (которых у крыс тоже нет). Следовательно, они и должны быть объяснены через культуру и историю, через факты не биологии и физиологии, а истории, социологии, культурологии, искусства, семиотики, этнографии, культурной антропологии»
Далее я бы хотела познакомить вас с тезисами выступления внучки Л. Выготского Елены Кравцовой, доктора психологических наук, директора Института психологи им. Выготского, которая описала современный взгляд на теорию ученого.
Глава 1 Не можешь – научим...
Главное в системе - учитель, который научит, независимо от желания обучающего. Правда, эта позиция всегда, а особенно, сейчас, стала давать сбои – вроде бы и учитель- профессионал, постоянно развивается, а результат все чаще оставляет желать лучшего – дошкольники психологически не готовы к школе, дети не читают, желание учиться есть у немногих. В чем же проблема? Естественно, что педагоги и психологи все чаще обращают внимание на теорию, возникшую в СССР, но так и не получившую широкой реализации ни здесь, ни на Западе. Ее отличительной чертой является то, что в ней рассматривается не просто психическое развитие человека, а развитие, которое свойственно только человеку. Культурное развитие человека – это развитие его личности. Культурно-историческая педагогика – это педагогика, ориентированная на развитие личности. Что же такое культурное развитие и что его отличает от «некультурного»? Согласно культурно-исторической теории все, чему человек учиться, необходимо ему для того, чтобы управлять собственными психическими процессами. Такое понимание развития в корне меняет задачи обучения – нужно учить не литературе, а литературой, не биологии, а биологией., т.е.теория всегда была развивающей, она с самого начала предполагала, что основным результатом является развитие, а не знания, умения или навыки. Остается вопрос – как это сделать? Главное условие – развитие не только тех, кто учится, но и тех, кто учит. Есть экспериментальные данные, согласно которым , если в обучении педагог выступает в роли «каким ты был, таким ты и остался», то ни о каком развитии их учеников и речи быть не может. Понятием, основополагающим для всей теории Л.С.Выготского, была зона ближайшего развития (ЗБР), оно было введено для объяснения связи между обучением и развитием. Выготский подчеркивал, что если обучение ориентировано на сегодняшнее развитие ребенка, то оно ориентировано на вчерашний день. Итак, культурно-историческая педагогика опирается не на актуальное, сегодняшнее развитие человека, а на его ближайшее развитие. Это развитие очень легко определить. Оно находится в пространстве между тем, что человек может сделать сам, и тем, что он может сделать с чьей-то помощью. Например, есть задание или задача. Человек справляется с ней самостоятельно. Это означает, что решение этой задачи находится у него в его актуальном развитии. В то же время можно найти задачи, с которыми человек самостоятельно не справляется. Но стоит ему как-нибудь помочь, он находит верное решение. Это означает, что ее решение находится в зоне его ближайшего развития. Что же дает понятие ЗБР культурно-исторической педагогике? Оно дает смысл обучения ( т.е. ЗБР является механизмом и условием развития человека), модель развития человека в онтогенезе (т.е. последовательный переход от ЗБР к актуальному развитию и возникновению новой ЗБР) и способы обучения (т.е. подсказки, помощь в выполнении). С точки зрения Л.С.Выготского, то содержание, которое находится в зоне ближайшего развития, уже имеется в наличии у человека, оно уже сложилось, только не может полноценно использоваться субъектом для решения задач и проблем. Именно в силу того, что оно уже присутствует в развитии человека, он с помощью извне и начинает его использовать. В противном случае если навыков, информации, способностей нет, то никакая помощь не обеспечит ему результативное решение. Если обратиться к текстам Л.С.Выготского, то в них ничего не говориться о том, на что должна быть направлена помощь взрослого тогда, когда ребенок не может самостоятельно выполнить задание. Однако можно вполне достоверно говорить о том, что помощь может быть разнонаправленной: одна – на то, чтобы субъект справился с предметным содержанием задания, а другая – на то, чтобы он сумел принять помощь извне. Это подтверждает тот факт, что люди, имеющие проблемы и трудности с общением, плохо обучаются и имеют маленькую величину ЗБР. Таким образом, только то обучение может быть названо развивающим, которое не ориентировано на ЗБР, а направлено на ее изменение. Такое обучение и есть пример культурно-исторической педагогики.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (как, по-видимому, и всякая большая концепция) подобна городу. В нем есть широкие новые проспекты и старинные узкие, известные лишь старожилам, улочки, есть шумные и людные площади и тихие и пустынные скверы, большие современные здания и маленькие, доживающие свой век дома. Отдельные его части располагаются не в одном плане, но тогда, как одни поднимаются над землей, другие уходят под землю и вовсе не видны. По сути дела, это как бы еще один, второй город, находящийся с первым, наземным, в тесных и сложных, но для многих глаз совершенно незримых связях. И над всем этим еще ходит солнце, а по ночам стоят звезды. Иногда проносятся смерчи и ураганы, порой подолгу идут дожди и "небо тучами закрыто". Ни на минуту не прекращаясь, бурлит жизнь, праздники сменяются буднями. Город меняется, растет и перестраивается: сносятся целые кварталы, на новое место перекочевывает его центр и т.д. Культурно-историческая теория Выготского сегодня - это странный, не похожий на обычные города, город. Он одновременно - живой, очень молодой и современный, и - старый, полный руин и наполовину занесенный пылью и пеплом. Город, который бурно растет и строится и в котором ведутся археологические раскопки. Город, многие улицы которого еще даже не названы, а главная площадь - как будто бы надежно скрыта от чужого взгляда. Город, история которого хранит много тайн. Город, у которого большое будущее. Город, которому суждено еще стать не только местом паломничества, но и столицей.
| |
Переглядів: 3528 | Завантажень: 0 | Коментарі: 6 | |
Всього коментарів: 0 | |